Администрация Чернышковского
муниципального района
Волгоградской области
официальный сайт муниципального образования

Прогноз социально-экономического развития ЧМР ВО на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов

Приложение

к постановлению администрации Чернышковского муниципального района от 29.09.2020 №401

ПРОГНОЗ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРНЫШКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 - 2023 ГОДОВ

п/п

Содержание

Стр.

 

Общая оценка социально-экономической ситуации

2

1.

Население

3

2.

Производство валового внутреннего продукта

4

3.

Промышленное производство

4

4.

Сельское хозяйство

5

5.

Строительство

7

6.

Торговля и услуги населению

10

7.

Малое и среднее предпринимательство

10

8.

Инвестиции

12

9.

Денежные доходы населения

14

10.

Труд и занятость

16

Прогноз социально-экономического развития Чернышковского муниципального района Волгоградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов разработан в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Решением Чернышковской районной Думы от 01.10.2015 № 39/7 (изм. от 27.10.2017 №35/8) «Об утверждении положения «О бюджетном процессе в Чернышковском муниципальном районе», постановлением администрации Чернышковского муниципального района от 25.01.2016 №31 «Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития на среднесрочный период».

Общая оценка социально-экономической ситуации

По итогам 2019 года социально-экономическое развитие Чернышковского муниципального района Волгоградской области характеризуется следующими основными макроэкономическими показателями: индекс физического объема инвестиций в основной капитал (381,1%), индекс производства продукции сельского хозяйства (89,0%), индекс физического объема оборота розничной торговли (88,9%), индекс физического объема платных услуг населению (95,0%), индекс промышленного производства составил 85,3%.

Индекс потребительских цен на товары и услуги по Волгоградской области в декабре 2019г. к декабрю 2018г. составил 103,0%, в том числе на продовольственные товары – 101,6%, непродовольственные товары – 102,9%, услуги – 105,1%.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций составила 24671 рубль и увеличилась на 2,5% по сравнению с 2018 годом.

Уровень безработицы составил 2,42% и по сравнению с 2018 годом уменьшился на 3,2 процентов.

Формирование среднесрочного прогноза социально-экономического развития осуществляется в непростое время для экономики. Распространение новой коронавирусной инфекции стало масштабным вызовом и для российской экономики. Траектория развития в среднесрочной перспективе будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами и в связи с этим характеризуется повышенной степенью неопределенности.

Показатели прогноза социально-экономического развития Чернышковского муниципального района Волгоградской области на 2021 год и плановый период 2022и 2023 годов подготовлены по двум вариантам: консервативный (вариант 1) и базовый (вариант 2).

Базовый вариант показателей прогноза социально-экономического развития Чернышковского муниципального района Волгоградской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов являются основными для разработки бюджета Чернышковского муниципального района Волгоградской области на трехлетний период.

1. Население

Укрепление здоровья населения, снижение уровня смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни, стимулирование рождаемости и укрепление семьи, повышение эффективности использования миграционных потоков - все вышеперечисленное влияет на укрепление положительных результатов в демографическом развитии района.

Прогноз численности постоянного населения Чернышковского муниципального района на 2021-2023 годы и оценка 2020 года осуществлялся на основании уравнения демографического баланса, исходя из оценки числа родившихся, умерших и миграционного потока населения на каждый год. При оценке каждого показателя рассматривалась его динамика в последние годы, кроме того, учитывались факторы, которые могут существенно повлиять на него в прогнозном периоде.

Демографическая обстановка в Чернышковском муниципальном районе продолжает оставаться сложной. Смертность превышает рождаемость. Сохраняется естественная убыль населения.

Среднегодовая численность постоянного населения Чернышковского района Волгоградской области за 2019 год составила 15254,0 человек и по сравнению с предыдущим годом сократилась на 190 человек или на 1,2 процента.

Число родившихся в 2019 году составило 119 человек, меньше на 3,3 % к 2018 году, число умерших составило 244 человек, что больше по сравнению с предыдущим годом (243 человек) на 0,4 процента.

Общий коэффициент естественной убыли населения в 2019 году на 1000 человек населения увеличился и составил 8,2 (в 2018 году – 7,7).

По оценке в 2020 году среднегодовая численность постоянного населения Чернышковского муниципального района сократится по сравнению с 2019 годом на 1,1 процент и составит 15087 человек. Коэффициент естественной убыли сократится по сравнению с 2019 годом с 8,2 до 6,2 промилле. На снижение естественной убыли населения окажет влияние увеличение коэффициента рождаемости с 7,8 до 8,1 промилле и падение коэффициента смертности с 16,0 до 14,3 промилле.

В прогнозируемом периоде на динамику смертности окажет влияние изменение возрастной структуры населения, прежде всего, процесс старения населения.

По-прежнему отрицательное влияние на изменение численности населения в Чернышковском районе оказывает и миграционная убыль, хотя прослеживается некоторая положительная динамика. Так в 2019 году миграционная убыль населения составила 41человек и по сравнению с 2018 годом сократилась на 56 человек.

Основными факторами, оказывающими влияние на процессы миграции, являются экономические, национальные, экологические. Наиболее типичные причины миграции – стремление к улучшению качества жизни, экономическая ситуация, состояние систем образования
и здравоохранения, условия трудовой деятельности, инвестиционная привлекательность, возможность улучшения жилищных условий, экология и климатические условия.

1. Производство валового внутреннего продукта

В 2019 году объем валового внутреннего продукта (далее именуется – ВВП) составил 4819,2 млн.рублей, или 107,5% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах (на душу населения – 314,2 тыс.рублей).

По оценке, в 2020 году объем ВВП составит 4769,4 млн.рублей (на душу населения – 314,2 тыс.рублей) с индексом физического объема 95,3% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах.

При прогнозировании темпов роста ВВП на среднесрочную перспективу учитывался рост показателей по важнейшим отраслям экономики.

Наибольший вклад в формирование ВВП вносят хозяйствующие субъекты таких видов экономической деятельности, как сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (64,6%); торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (21,2%).

Существенное влияние на ВВП окажет пандемия коронавируса. Распространение коронавируса затрагивает целый ряд отраслей, такие как торговля, сфера услуг, в том числе в области культуры и досуга, общественное питание.

Снижение оборота розничной торговли прогнозируется в части непродовольственных товаров, Оборот розничной торговли за январь–июнь 2020 года в сопоставимых ценах составил 80,3% к январю-июню 2019 г.

Оборот общественного питания в январе-июне 2020 г. составил
84,8% в сопоставимых ценах к январю-июню 2019 г.

Индекс промышленного производства в целом за январь–июнь 2020г. к январю–июню 2019 г. сложился на уровне 85,3%.

На основании изложенного, прогнозируется снижение ВРП в 2021 году по сравнению с 2020 годом.

Объем производства ВВП по консервативному варианту прогнозируется в 2021 году в размере 4579,4 млн.рублей с индексом физического объема к предыдущему году 92,8%, в 2022 году – 4825,9 млн.рублей с индексом физического объема 101,0%, в 2023 году – 5103,1 млн.рублей с индексом физического объема 101,7%.

Объем производства ВВП по базовому варианту прогнозируется в 2021 году в размере 4942,7 млн.рублей с индексом физического объема к предыдущему году 97,5%, в 2022 году – 5200,6 млн.рублей с индексом физического объема 101,0%, в 2023 году – 5493,5 млн.рублей с индексом физического объема 101,6%.

3. Промышленное производство

Промышленное производство на территории Чернышковского муниципального района слабо выражено. Промышленность района занимает 1,1% в структуре ВВП за 2019 год.

В 2019 году объем отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг (с учетом досчета по индивидуальным предпринимателям) составил 54,9 млн. рублей или 85,3 процентов к соответствующему периоду 2018 года.

Обрабатывающие производства:

Объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами, по обрабатывающим производствам сократился на 29,4 процентов и составил 18,6 млн.рублей.

Выпуск пищевой продукции в общем объеме обрабатывающего производства составил 96,8 процентов.

«Обеспечение электрической энергией, газом и паром», «Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений»:

Объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами по видам экономической деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом и паром» и «Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» сократился на 4,5 процентов по сравнению с соответствующим периодом 2018 года и составил 36,3 млн. рублей.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по консервативному варианту прогнозируется в 2021 году в размере 53,5 млн.рублей с индексом физического объема к предыдущему году 97,6%, в 2022 году – 53,9 млн.рублей с индексом физического объема 100,7%, в 2023 году – 54,5 млн.рублей с индексом физического объема 101,2%.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по базовому варианту прогнозируется в 2021 году в размере 55,5 млн.рублей с индексом физического объема к предыдущему году 101,3%, в 2022 году – 56,1 млн.рублей с индексом физического объема 101,0%, в 2023 году – 56,9 млн.рублей с индексом физического объема 101,5%.

4. Сельское хозяйство

Приоритетным направлением развития Чернышковского муниципального района является развитие сельского хозяйства, его доля в валовом внутреннем продукте составляет 64,6 процента.

Объем производства сельского хозяйства в фактически действующих ценах в 2019 году составил 3114,9 млн. рублей, в том числе продукции растениеводства – 2095,00 млн. руб. и продукции животноводства – 1019,9 млн. рублей.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2019 году к уровню 2018 года составил 89,0%, в том числе продукции растениеводства -83,8 % и продукции животноводства 107,5%.

Важнейшей составляющей АПК района является растениеводство. Более 67% в валовом продукте сельского хозяйства в 2019 году составило производство продукции растениеводства

Самым рентабельным направлением растениеводства является выращивание зерновых, чем и занимается подавляющее большинство хозяйств и организаций.

Валовое производство основных видов растениеводческой продукции в 2019 году составило 181,1 тыс. тонн зерна (83,9% к 2018 году), 5,4 тыс. тонн масличных культур (70,5 % к 2018 году).

В связи с почвенной засухой валовой сбор значительно снизился. Сложившиеся агрометеорологические условия оказали негативное влияние на формирование урожая зерновых культур. Растения развивались ускоренно, колос сформировался небольшой, отмечалось низкорослость посевов.

Уборочная площадь зерновых по району в 2019 году составила 93,37 тыс. гектаров, валовой сбор в первоначально оприходованном весе составил 170,6 тыс. тонн, при урожайности 21,1 центнера с гектара, а выход зерна - с 1 гектара пашни составил 1,06 тонн, что является 10 результатом среди районов области.

Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай 2020 года во всех категориях хозяйств составила 79,9 тыс.гектаров, что на 15,9 тыс.гектаров меньше, чем в 2019 году. Уменьшение произошло за счёт сокращения посевных площадей яровых и технических культур.

Зерновые и зернобобовые культуры под урожай 2020 года были посеяны на площади 77,3 тыс. гектаров, из них 71,6 тыс. гектаров озимые и 5,6 тыс. гектаров яровые зерновые. Зерновые и зернобобовые культуры занимают 96,6 процентов от всех посевов площадей.

Технические культуры занимают 1,7 тыс. гектаров, в том числе 1,3 тыс.гектаров подсолнечник, 0,3 тыс.гектаров – горчица, 0,1 тыс. гектаров - расторопша.

Уборочная площадь зерновых по району в 2020 году составила 79,9 тыс. гектаров, по оперативным данным валовой сбор составляет 190 тыс. тонн, при урожайности 25,7 центнера с гектара.

Около трети валового продукта сельского хозяйства производится в животноводстве.

За 2019 г. всеми категориями хозяйств произведено 17,8 тыс. тонн молока (103,5% к уровню 2018г.), реализовано на убой скота и птицы в живой массе 3,8 тыс. тонн (117,0%).

С личных подворий граждан продано 8,4 тыс. тонн молока, что составляет 117,0 процентов к уровню 2018 года. За реализованное молоко личным подсобных хозяйствам выплачено – 159,0 млн. рублей.

На 1 января 2020 года в целом по району во всех категориях хозяйств насчитывается 9478 голов крупного рогатого скота, из них 4811 коров, к уровню прошлого года поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 515 голов. Поголовье свиней составляет 4117 голов.

В крестьянских фермерских хозяйствах содержится 342 головы КРС и 307 голов овец.

В животноводческой отрасли района основной упор делается на развитие животноводства в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, так называемых малых формах хозяйствования. Для этого в районе реализуются программы «Начинающий фермер» и «Развитие семейных животноводческих ферм».

По оценке, в 2020 году производство составит: скота и птицы на убой (в живом весе) – 3,9 тыс. тонн (102,6% к уровню 2019 года), молока – 18,0 тыс. тонн (100,8% к уровню 2019 года), яиц – 7,5 млн. штук (101,0% к уровню 2019 года).

В соответствии с консервативным вариантом Прогноза объем валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах в 2021 году составит 3036,4 млн. рублей с индексом производства 90,8% по сравнению с 2020 годом, в 2022 году -3178,9 млн. рублей с индексом производства 100,8 %, в 2023 – 3344,4 млн. рублей с индексом производства 101,0% по сравнению с 2022 годом.

В соответствии с базовым вариантом Прогноза объем валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах в 2021 году составит 3389,8 млн. рублей с индексом производства 101,5% по сравнению с 2020 годом, в 2022 году -3543,2 млн. рублей с индексом производства 100,7 %, в 2023 – 3722,6 млн. рублей с индексом производства 100,9% по сравнению с 2022 годом.

5. Строительство

В 2019 году объем выполненных работ по виду деятельности «Строительство» составил 36,5 млн. рублей или 117,7 процентов в сопоставимых ценах от уровня 2018 года.

Жилищный фонд Чернышковского муниципального района составил 317,0 тыс.кв. метров или 20,9 кв. метров на 1 жителя.

В 2019 году введены в эксплуатацию путем инвентаризации органами БТИ 6 индивидуальных жилых дома и 5 пристроек к индивидуальным жилым домам. Общая площадь введенного жилья составила 728,2 кв. метров.

К соответствующему периоду прошлого года ввод в эксплуатацию жилья по району составил 71,0 процентов.

В рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы «Обеспечение жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» семь семей состоящих из 21 человека получили свидетельства и реализовали свое право на приобретение жилья.

Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в 2019 году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, составила 38,89 процентов.

Площадь земельных участков, предоставленных в 2019 году для строительства в расчете на 10 тыс. человек населения, составила 0,41 гектара (в 2018 году – 1,13 гектара), в том числе площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, индивидуального строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства, составила 0,31 гектара (в 2018 году – 1,12 гектара).

В 2020 году объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», оценивается на уровне 36,0 млн.рублей с индексом физического объема 94,0% к 2019 году.

В соответствии с консервативным вариантом Прогноза в 2021 году объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составит 37,0 млн.рублей с индексом физического объем 100,0% к 2020 году, в 2022 году – 38,8 млн.рублей с индексом физического объема 100,0% к 2021 году, в 2023 году – 40,8 млн.рублей с индексом физического объема 100,0% к 2022 году.

В соответствии с базовым вариантом Прогноза в 2021 году объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составит 38,8 млн.рублей с индексом физического объема 100,1% к 2020 году, в 2022 году – 40,6 млн.рублей с индексом физического объема 100,1% к 2021 году, в 2023 году – 42,7 млн.рублей с индексом физического объема 100,0% к 2022 году.

В 2020 году ввод в эксплуатацию жилья составит 1,1 тыс.кв.м.

В 2020 голу выполнены следующие мероприятия в сфере строительства:

С целью поэтапного улучшения материально-технического состояния общеобразовательных организаций (замена кровли, замена осветительных приборов, благоустройство площадок) по объектам: МКОУ «Чернышковская СШ №1», МКОУ «Чернышковская СШ №2», МКОУ «Красноярская СШ», МКОУ «Верхнегнутовская СШ» выполнены строительные работы. в полном объеме

Сумма расходов на улучшения материально-технического состояния общеобразовательных организаций района израсходована в размере 7,9 млн. рублей, из них 887,0 тыс. рублей - средства бюджета Чернышковского муниципального района.

В рамках реализации национального проекта «Образование» с целью получения качественного образования и развития школьной инфраструктуры для открытия 2-х классов «Точка роста» в образовательной организации МКОУ «Басакинская СШ» произведены ремонтные работы помещений, приобретена мебель и необходимое оборудование. Сумма средств предусмотренных на этот проект составила – 1316,0 тыс.рублей.

Для создания условий по организации горячего питания школьников в общеобразовательных организациях, подготовлена сметная документация и выполнен капитальный ремонт помещений Сизовского филиала МКОУ «Басакинская СШ» и Поповского филиала МКОУ «Захаровская СШ». Сумма затрат из бюджета Чернышковского муниципального района составила - 490,0 тыс.руб.

Для реализации комплексной целевой программы энергоэффективности образовательных организаций по установке оконных блоков ПВХ и выполнения сопутствующих работ, заключены муниципальные контракты, и в 5 из 12 образовательных организаций за отчетный период выполнены работы по установке оконных блоков. Сумма освоенных средств составила 1,8 тыс. рублей.

В зданиях муниципальных образовательных организаций Чернышковского района для подготовки к новому учебному году выполнен ряд работ по содержанию образовательных организаций в нормативном состоянии. На эти цели из средств бюджета Чернышковского муниципального района приобретены строительные материалы (товары) на сумму 425,0 тыс.рублей.

С целью участия в реализации проектов благоустройства «Формирование комфортной городской среды», были подготовлены дизайн-проекты, результатом данной работы два муниципальных образования Чернышковского муниципального района Сизовское и Елкинское стали победителями Волгоградского областного конкурса проектов (программ) по благоустройству территорий муниципальных образований Волгоградской области на 2020. Весь комплекс работ по благоустройству общественных территорий завершен. Сумма средств освоена в сумме 6 666,00 тыс.рублей.

В рамках конкурса «Поддержка местных инициатив населения Волгоградской области» выполнены работы по благоустройству общественной территории рабочего поселка Чернышковский:

- Устройство физкультурно-оздоровительной площадки по ул. Советской;

- Устройство тротуарной дорожки по ул. Восточная.

Сумма израсходованных средств составила 1680,00 тыс.рублей.

По объектам «Комплексное благоустройство парка Южный на территории р.п. Чернышковский» Чернышковского городского поселения и «Обустройство универсальной спортивной площадки» на территории Басакинского сельского поселения выполнены работы по благоустройству.

Сумма бюджетных расходов на проведение мероприятий по проектам составила 5428,3 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 3439,8 тыс.рублей, средства областного бюджета – 560,0 тыс.рублей, средства бюджета Чернышковского муниципального района – 1428,5 тыс.рублей.

Выполнен ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в р.п.Чернышковский по ул. Восточной (протяженностью 418 м.) и ул. Попова (протяженностью 482 м.). Сумма израсходованных средств областного и местного бюджетов (на условиях софинансирования) составила 3077,0 тыс. рублей.

В рамках реализации государственной программы «Энергосбережение и повышение эффективности Волгоградской области» Чернышковскому муниципальному району выделены средства (на условиях софинансирования) в размере 8,081 тыс.рублей на выполнение мероприятий по модернизации систем наружного освещения населенных пунктов. Проведены конкурсные процедуры и заключен муниципальный контракт на выполнение работ по восстановлению освещения улично-дорожной сети населённых пунктов Чернышковского района. Подрядной организацией ООО «Светосервис — Волгоград» выполнены работы по восстановлению уличного освещения в р.п. Чернышковском.

6. Торговля и услуги населению

Потребительский рынок представляет собой важнейшую часть современной экономики. Именно здесь реализуются повседневные потребности населения, уровень удовлетворения которых, в конечном счете, определяет эффективность функционирования экономики в целом.

Развитие секторов потребительского рынка в среднесрочной перспективе предусматривается в целом умеренными темпами.

Для удовлетворения потребностей жителей Чернышковского района продолжится развитие потребительского рынка путем привлечения торговых организаций и индивидуальных предпринимателей для создания конкурентоспособного рынка товаров и услуг, насыщение его качественными товарами. Особое внимание уделяется продвижению на потребительском рынке товаров местных товаропроизводителей, таких как продукция кондитерских цехов, хлебопекарен, грибная продукция.

По состоянию на 1 января 2020 года в Чернышковском муниципальном районе работает 135 торговых предприятия, из них 116 магазинов и 19 объектов мелкорозничной сети.

Оборот розничной торговли в 2019 году составил 1022,0 млн. рублей, что составляет 67,1 тыс. рублей на душу населения.

В Чернышковском муниципальном районе оказывали услуги общественного питания 7 объектов. Оборот услуг общественного питания в 2019 году составил 9,9 млн. рублей.

В отчетный период в Чернышковском муниципальном районе работало 24 объектов бытового обслуживания. Объем оказанных бытовых услуг составил 17,2 млн. руб.

Осуществляла деятельность Универсальная ярмарка Чернышковского муниципального района на 150 торговых мест.

Обеспеченность площадью торговых объектов на 1 тысячу человек составила: 372,4 кв.м, в том числе по продаже продовольственных товаров – 217,0 кв.м., по продаже непродовольственных товаров - 155,2 кв.м.

Ожидается, что в 2020 году оборот розничной торговли в действующих ценах составит 1005,2 млн. рублей, что составит 95,0 процента к уровню 2019 года в сопоставимых ценах.

По базовому варианту оборот розничной торговли прогнозируется в объеме:

2021 год – 1083,1 млн. рублей;

2022 год – 1168,1 млн. рублей;

2023 год – 1261,1 млн. рублей.

7. Малое и среднее предпринимательство

На территории Чернышковского муниципального района по состоянию на 01.01.2020 осуществляли свою деятельность 380 субъектов предпринимательства, в том числе 1 среднее, 6 малых предприятий и 17 микропредприятий, 357 индивидуальных предпринимателей, что составляет 95,7 процентов к аналогичному периоду 2019 года.

Численность работников в сфере среднего и малого предпринимательства в 2019 году составила 505 человек. Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, составил 852,1 млн. рублей.

Малое и среднее предпринимательство содержит в себе значительный потенциал экономического роста. В докризисный период наблюдался ежегодный рост всех экономических показателей деятельности малых и средних предприятий.

К концу 2020 года количество малых (включая микропредприятий) оценочно составит 22 единицы. Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия, оценочно составит 510 человек.

Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в 2020 году оценивается в 892,6 млн. рублей.

В 2021 году количество малых и средних предприятий по предварительным прогнозам составит 23 единицы. Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий составит 513 человек. В течение 2021 года предприятия будут наращивать оборот, который к концу 2021 года составит 965,2 млн. рублей.

Увеличивая оборот и выручку, субъекты малого и среднего бизнеса будут вкладывать больше инвестиций в основной капитал для расширения производства, приобретения и модернизации основных средств.

В 2022 году оборот объектов малого и среднего предпринимательства составит 979,8 млн. рублей, количество малых предприятий (включая микро), также составит 23 единицы. К концу 2022 года среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия, составит 514 человек.

В 2023 году оборот субъектов малого и среднего предпринимательства составит 1003,7 млн. рублей. Среднесписочная численность работников 23 малых и средних предприятий, включая микропредприятия, составит 516 человек.

С целью повышения темпов развития малого предпринимательства в Чернышковском муниципальном районе продолжится реализация мер поддержки предпринимательства, включающих комплекс мероприятий:

стимулирование создания и развития объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и инновационных технологий в малом предпринимательстве;

совершенствование механизмов финансовой и инвестиционной поддержки субъектов малого предпринимательства;

повышение доступности информации по вопросам малого и среднего предпринимательства;

улучшение консультационного и образовательного обеспечения предпринимательской деятельности;

создание правового поля, благоприятного для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, анализ и прогноз развития предпринимательства, определение приоритетных направлений;

снижение административной нагрузки при осуществлении предпринимательской деятельности.

эффективное взаимодействие между обществом, бизнесом и государством.

8. Инвестиции

Инвестиционная политика, проводимая администрацией Чернышковского муниципального района, направлена на поддержку инвесторов, а именно:

Решением Чернышковской районной Думы от 5 мая 2011 года № 23/4 было утверждено Положение «Об инвестиционной деятельности на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области». Данное Положение принято с целью создания благоприятного инвестиционного климата, определения основных форм и методов поддержки инвестиционной деятельности на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области.

Муниципальная поддержка инвестиционной деятельности на территории Чернышковского муниципального района предусмотрена в следующих формах:

информационная и консультационная поддержка;

организационная поддержка;

финансовая поддержка;

имущественная поддержка.

Взаимодействие инициаторов инвестиционных проектов с администрацией Чернышковского муниципального района осуществляется по принципу «одного окна» и регулируется постановлением администрации Чернышковского муниципального района от 30.05.2016 №225 «Об утверждении Регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

В успешной реализации инвестиционной политики немаловажную роль играют отношения, формируемые на основе муниципально-частного партнерства. В целях приведения нормативных правовых актов администрации Чернышковского муниципального района в соответствие Федеральному закону от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принято постановление Чернышковской районной Думы от 14.06.2016 № 9 «Об определении уполномоченного органа местного самоуправления Чернышковского муниципального района в сфере муниципально-частного партнерства».

Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий за 2019 год составил 381,8 млн.рублей с индексом физического объема 605,9% к уровню предыдущего года.

Объем инвестиций в основной капитал в 2020 году, по оценке, составит 246,5 млн.рублей с индексом физического объема 61,1% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах.

Объем инвестиций в основной капитал по консервативному
варианту Прогноза в 2021 году составит 151,0 млн.рублей с индексом физического объема 59,4% к уровню предыдущего года, в 2022 году – 148,0 млн.рублей с индексом физического объема 94,8%, в 2023 году – 144,9 млн.рублей с индексом физического объема 94,4%.

Объем инвестиций в основной капитал по базовому варианту Прогноза в 2021 году составит 154,8 млн.рублей с индексом физического объема 59,8% к уровню предыдущего года, в 2022 году –154,4 млн.рублей с индексом физического объема 95,1%, в 2023 году – 152,8 млн.рублей с индексом физического объема 94,4%.

На территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области продолжается реализация следующих инвестиционных проектов:

  1. ИП Глава К(Ф)Х Мукашева Е.Х. из Тормосиновского сельского поселения реализует проект «Создание животноводческой фермы (молочной направленности)». Для реализации проекта получен грант по направлению «Начинающий фермер». Стоимость проекта 1251,0 тыс. рублей, собственные средства 139,0 тыс.рублей, средства гранта 1112,0 тыс.рублей. На эти средства приобретено 10 голов крупного рогатого скота.

2. ИП глава К(Ф)Х Ахмедов А.М. – проект «Создание животноводческой фермы (молочной направленности)», грант по направлению«Начинающий фермер», стоимость проекта 3323,0 тыс. рублей, собственные средства 320,0 тыс.рублей, средства гранта 3003,0 тыс.рублей.

В процессе реализации было приобретено: трактор «Беларус-82.1», пресс-подборщик ППТ-041, крупный рогатый скот молочной направленности.

3. ИП глава К(Ф)Х Попов П.Н. реализует проект « Производство крупного рогатого скота мясного направления», получен грант по направлению «Агростартап». Стоимость проекта 3334,0 тыс. рублей, собственные средства 334,0 тыс.рублей, средства гранта 3000,0 тыс.рублей. Для реализации проекта приобретено 30 голов КРС (Голштинской породы).

4. Индивидуальным предпринимателем Бескороваевым И.В. планируется строительство многофункционального придорожного комплекса с объем инвестиций 40,0 млн. рублей. Будет создано 20 новых рабочих мест.

Инвестором получены технические требования и условия от ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград федерального дорожного агентства» (ФКУ УПРДОР МОСКВА-Волгоград), на проектирование строительства примыкания, переходно-скоростных полос и уширения проезжей части с организацией дополнительной полосы движения транспорта для осуществления поворота налево для осуществления транспортного доступа к предполагаемому к размещению в границах придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-260 Волгоград-Каменск-Шахтинский-граница с Украиной на 183+250 слева по ходу движения от г. Волгоград комплексу объектов дорожного сервиса. Технические условия действительны до 31.12.2020 года. Ведется работа с проектными организациями по подготовке проекта съезда с автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-260.

10. Денежные доходы населения

Номинальные денежные доходы населения Чернышковского муниципального района Волгоградской области в 2019 году составили 2287,7 млн.рублей и увеличились по сравнению с 2018 годом на 1,5%.

Реальные располагаемые денежные доходы в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличились на 1,9%.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата наемных работников в 2019 году составила 24671,0 рубля и увеличилась по сравнению с 2018 годом на 2,5 %. В реальном выражении с учетом уровня инфляции 2019 года она снизилась на 10,5 %.

Фонд заработной платы работников организаций в 2019 году сложился в сумме 769,66 млн. рублей.

Основной составляющей доходов населения по-прежнему является оплата труда наемных работников. В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" в первой половине 2018 г. проведено поэтапное повышение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения, что привело к росту денежных доходов населения.

Из-за ухудшения ситуации в экономике и введения ограничений на фоне распространения новой коронавирусной инфекции ожидается уменьшение фонда оплаты труда работников организаций, в том числе за счет перевода части работников на режим неполной занятости.

Оценка поступлений фонда начисленной заработной платы на 2020 год в сумме 765 807,36 тыс. рублей или 99,5 % к уровню фонда начисленной заработной платы за 2019 год рассчитана с учетом погашения задолженности по НДФЛ за предыдущие налоговые периоды в сумме 17 456,6 тыс. рублей крупным налогоплательщиком – должником ООО «Прогресс»

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, по оценке, в 2020 году составит 26,4 тыс. рублей и увеличится на 6,9 % по сравнению с предыдущим годом.

Реализация положений Указа №204, рост пенсий, социальных выплат будут способствовать постепенному увеличению в прогнозном периоде доходов населения.

Постепенному увеличению реальных доходов населения Чернышковского района Волгоградской области будет способствовать положительная динамика реальной заработной платы при стабилизации инфляционных процессов.

В соответствии с консервативным вариантом Прогноза номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций
в 2021 году составит 27,9 тыс.рублей (105,9% к 2020 году), в 2022 году – 29,4 тыс.рублей (105,3% к 2021 году), в 2023 году – 31,2 тыс.рублей (106,0% к 2022 году).

В соответствии с базовым вариантом Прогноза номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций в 2021 году составит 28,5 тыс.рублей (108,0% к 2020 году), в 2022 году – 30,8 тыс.рублей (108,0% к 2021 году), в 2023 году – 33,2 тыс.рублей (108,0% к 2022 году).

В соответствии с консервативным вариантом Прогноза реальная заработная плата работников организаций к предыдущему году в 2021 году составит 102,3%, в 2022 году – 101,2%, в 2023 году – 101,9%.

В соответствии с базовым вариантом Прогноза реальная заработная плата работников организаций к предыдущему году в 2020 году составит 103,6%, в 2021 году – 104,2%, в 2022 году – 103,8%, в 2023 году – 103,8%.

Фактические величины прожиточного минимума на душу населения Волгоградской области за 2018 и 2019 годы составили 9 146 рублей
и 9 686 рублей соответственно.

Оценка величины прожиточного минимума на душу населения (в том числе по основным социально-демографическим группам населения) на 2020 год произведена исходя из:

фактически сложившихся величин прожиточного минимума на душу населения (величин прожиточного минимума соответствующих социально-демографических групп населения) Волгоградской области за 2019 год;

прогнозных значений показателя индекса потребительских цен (в среднем за год) в составе предварительного прогноза социально-экономического развития Волгоградской области до 2023 года.

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в Волгоградской области за 2020 г., по оценке, составит 9 996 рублей и по сравнению с 2019 г. увеличится на 3,2%.

Прогнозные значения величины прожиточного минимума в среднем на душу населения (в том числе по основным социально-демографическим группам населениям) на 2021-2023 гг. исчислены исходя из оценочной величины прожиточного минимума в среднем на душу населения (соответствующей социально-демографической группы) на 2020 год и прогнозных значений показателя индекса потребительских цен (в среднем за год) в составе предварительного прогноза социально-экономического развития Волгоградской области.

Согласно базовому варианту Прогноза, величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в Волгоградской области на 2023 год составит 11 201 рубль.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по итогам 2019 года в Чернышковском районе составила, по оценке, 30,1%.

Согласно базовому варианту Прогноза численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2023 году составит 29,1%.

В целях достижения целевого значения показателя, установленного на 2020 год, Волгоградской областью проведены следующие мероприятия:

1) заключено региональное соглашение от 26 июня 2019 г. № РС-71/19 "О минимальной заработной плате в Волгоградской области", согласно которому минимальная заработная плата устанавливается ежегодно с 01 января соответствующего года (сроком действия на три года):

для государственных и муниципальных учреждений в размере минимального размера оплаты труда (далее именуется – МРОТ), установленного на федеральном уровне;

для внебюджетного сектора экономики в размере 1,3 величины прожиточного минимума трудоспособного населения Волгоградской области за второй квартал предыдущего года.

Минимальная заработная плата работника, состоящего в трудовых отношениях с работодателем, осуществляющим деятельность на территории региона и в отношении которого действует указанное региональное соглашение, не может быть ниже 14 032,2 рубля, что на 1902,2 рубля выше МРОТ, установленного с 01 января 2020 г. на федеральном уровне (12 130 рублей);

2) в соответствии с письмом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А.Топилина от 29 июля 2019 г. № 11-1/10/П-6629 разработан план мероприятий по достижению национальной цели по снижению в два раза уровня бедности в 2019-2024 годах в соответствии с установленными целевыми значениями показателя;

3) в соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской от 16.01.2020 № 27 "Об оценке эффективности деятельности Губернатора Волгоградской области и деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области" Облкомтрудом утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по достижению значений (уровней) показателя "Уровень бедности" и улучшению его динамики на период до 2024 г.

10. Труд и занятость

Прогноз в сфере формирования и использования трудовых ресурсов подготовлен на основании сложившихся тенденций социально-экономического развития, в том числе с учетом ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции .

Среднесписочная численность работающих в отраслях экономики за 2019 год составила 5511 человек, что составляет к уровню прошлого года 99,7 процентов.

Структура занятости населения: сельское, лесное хозяйство, охота и рыболовство – 42,8%, деятельность в области здравоохранение и социальных услуг – 18,8%, образование – 7,5%, государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение – 6,5%, торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – 5,4%, транспортировка и хранение – 5,3%, деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений – 1,5%, обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – 4,3% и тд.

Ухудшение экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции приведет в 2020 году к снижению численности занятых в экономике до 5500 человек.

В 2020 году при снижении численности занятых в экономике вырастет численность безработных граждан, обусловленная ухудшением экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и принятием на федеральном уровне нормативных правовых актов, направленных на социальную поддержку безработных граждан, в том числе по:

регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, осуществляемой с 09 апреля 2020 г. через единый портал государственных и муниципальных услуг и портал «Работа в России» в дистанционном формате;

изменению размера максимальной величины пособия по безработице с 8 000 рублей до 12 130 рублей в месяц;

установлению пособия по безработице в апреле–июне 2020 г. в размере 12 130 рублей в месяц безработным гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными после 01 марта 2020 г., за исключением граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, увеличению пособия на 3,0 тыс.рублей за каждого несовершеннолетнего ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю);

изменению размера минимальной величины пособия по безработице с 1 500 рублей до 4 500 рублей в месяц для безработных граждан в период с мая по июль 2020 года;

установлению пособия по безработице в размере 12 130 рублей индивидуальным предпринимателям, прекратившим свою деятельность после 01 марта 2020 г., на срок, не превышающий 3 месяцев, но не позднее 01 октября 2020 г.;

увеличению пособия по безработице безработным гражданам, воспитывающим несовершеннолетних детей, в июне–августе 2020г. на 3,0 тыс.рублей за каждого несовершеннолетнего ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю);

продлению выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными и утратившим после 1 марта 2020 г. право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, на срок, не превышающий 3 месяцев, но не позднее 01 октября 2020 г.

Уровень общей безработицы населения по методологии Международной организации труда (далее именуется – уровень общей безработицы) в 2019 году составил 2,42% и по сравнению с 2018 годом уменьшился на 3,3 процентов.

В 2020 году, по оценке, уровень общей безработицы составит 3,3%, и в ближайшей перспективе будет постепенно снижаться. Согласно базовому варианту Прогноза, уровень общей безработицы к 2023 году снизится до 2,6%.

На конец 2019 года на регистрационном учете в органах службы занятости населения Чернышковского муниципального района состояло 194 безработных против 200 безработных на конец 2018 года.

Увеличение численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, окажет непосредственное влияние на рост уровня зарегистрированной безработицы.