Администрация Чернышковского
муниципального района
Волгоградской области
официальный сайт муниципального образования

Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Чернышковского муниципального района Волгоградской области»

ДОКЛАД

«СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКАХ ТОВАРОВ И УСЛУГ ЧЕРНЫШКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение.

1. Сведения о реализации составляющих Стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.

2. Результаты проведения мониторинга конкурентной среды на территории Чернышковского муниципального района.

3. Реализация мероприятий «дорожной карты» по содействию развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.

Заключение.

Введение

Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Чернышковского муниципального района Волгоградской области по итогам 2019 года» подготовлен во исполнение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, который утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г №768.

Доклад является документом, формируемым в целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, систематизированной аналитической информацией о состоянии конкуренции в Чернышковском муниципальном районе Волгоградской области.

Развитие конкуренции в экономике - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав потребителей, предпринимателей и национальной политики.

Целью настоящего доклада является систематизация результатов работы органов местного самоуправления в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах конечного потребителя товаров и услуг, субъектов предпринимательской деятельности, граждан Российской Федерации и общества в целом.

К основным задачам по развитию конкуренции в Чернышковском муниципальном районе относятся:

- создание благоприятных организационно-правовых и экономических условий для устойчивого развития конкуренции в Чернышковском муниципальном районе;

- содействие развитию конкуренции в рамках внедрения Стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района;

- снижение или устранение правовых, административных, финансовых барьеров для хозяйствующих субъектов;

- повышение уровня информационной открытости в освещении деятельности органов местного самоуправления Чернышковского муниципального района в части развития конкуренции.

Сведения о реализации составляющих Стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района

Распоряжением администрации Чернышковского муниципального района от 04.09.2019 №239 утвержден Перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Чернышковском муниципальном районе. Согласно вышеуказанного распоряжения для содействия развитию конкуренции определены следующие товарные рынки: рынок медицинских услуг, рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, рынок по оказанию услуг по ремонту автотранспортных средств, рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, рынок реализации сельскохозяйственной продукции на территории Чернышковского муниципального района, рынок услуг дополнительного образования детей в Чернышковском муниципальном районе. Развитие конкуренции в сфере данных рынков актуально для Чернышковского муниципального района.

Постановлением администрации Чернышковского муниципального района от 03.09.2019 №324 утвержден План мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области на 2019-2022 годы, в рамках которой предусмотрены системные мероприятия, направленные на развитие конкурентной среды, мероприятия, направленные на оптимизацию процедур муниципальных закупок, рассмотрение вопросов развития конкуренции Консультативным советом по развитию предпринимательства при администрации Чернышковского муниципального района, мероприятия по формированию ежегодного доклада «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Чернышковского муниципального района», мероприятия по повышению уровня информированности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции в Чернышковском муниципальном районе, мероприятия по развитию конкуренции на товарных рынках Чернышковского муниципального района.

Администрацией Чернышковского муниципального района заключено соглашение о взаимодействии с Комитетом экономической политики и развития Волгоградской области от 02 сентября 2019 года внедрению на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области в 2019 году стандарта развития конкуренции.

Результаты проведения мониторинга конкурентной среды на территории Чернышковского муниципального района

С 1 ноября 2019 по 1 декабря 2019 года на территории Чернышковского муниципального района проведен мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг. В соответствии с рекомендациями комитета экономики Волгоградской области проведено анкетирование субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг. В мониторинге приняли участие 14 потребителей товаров, работ и услуг и 11 субъектов малого и среднего предпринимательства.

В ходе анализа анкет потребителей товаров и услуг выявлено, что большинство респондентов, принявших участие в анкетировании, считают, что на территории Чернышковского муниципального района достаточное количество организаций представляет рынок сельскохозяйственного производства. Стабильное положение, по мнению участников опроса, и на рынке услуг ЖКХ, и перевозок наземным транспортом. Также в анкетах респонденты отметили полное отсутствие предприятий легкой промышленности на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области, опрошенные считают достаточным количество организаций, которые представляют розничную торговлю.

Принявшие участие в опросе субъекты малого и среднего предпринимательства отметили высокую конкуренцию на рынке сельскохозяйственного производства, назвали рост цен на ГСМ, запасные части составляющими трудностей для развития бизнеса. Участники анкетирования отметили, что административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности отсутствуют и считают, что бизнесу стало проще преодолевать административные барьеры.

Постановлением администрации Чернышковского муниципального района от 30.08.2019 №320 утверждена методика определения критериев эффективности управления и распоряжения им и порядка выявления неэффективно используемого имущества. На территории Чернышковского муниципального района отсутствуют организации, доля участия в которых муниципального образования составляет 50 и более процентов.

Общественным советом по вопросам жилищно-коммунального хозяйства при администрации Чернышковского муниципального района рассматривались вопросы по порядку работы регионального оператора по вывозу ТКО с 01.01.2019 , рассмотрены вопросы благоустройства и уборки прилегающей территории к МКД, рассматривался вопрос изменения тарифов на коммунальные услуги с 1июля 2019.

Результаты проведения мониторинга конкурентной среды товаров, работ и услуг будут учтены в работе Консультативного совета по развитию предпринимательства при администрации Чернышковского муниципального района.

В целях повышения уровня информированности субъектов малого и среднего предпринимательства и потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе на официальном сайте администрации Чернышковского района в разделе «Экономика района», «Развитие конкуренции» размещена информация о внедрении стандартов развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района, а также будет размещен ежегодный Доклад по итогам 2019 года.

Состояние конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе

Услуги перевозок пассажиров наземным транспортом

На территории Чернышковского муниципального района осуществляют деятельность по перевозке пассажиров наземным транспортом следующие индивидуальные предприниматели: Ахмедов У.Г, (маршрут Тормосин – Волгоград), Куковинец Ю.П. ( маршрут Нижнегнутов – Волгоград).

В 2019 году услуги по перевозке пассажиров наземным транспортом на территории Чернышковского района продолжала оказывать транспортная кампания ООО «ОКГН» из г.Волгограда, осуществляющая перевозки пассажиров по маршруту «Чернышковский – Волгоград». Все перевозчики относятся к субъектам предпринимательской деятельности.

К полномочиям Чернышковского муниципального района относится организация транспортного обслуживания на внутримуниципальных маршрутах №574 «р.п. Чернышковский – х.Черновский» и №575 «р.п. Чернышковский – х.Морской». Перевозку пассажиров на регулярных автобусных маршрутах общего пользования между поселениями в границах Чернышковского муниципального района осуществляет МКУ ЧМР «Автохозяйственная и дежурно-диспетчерская служба».

В данной сфере конкуренция достаточно развита. Основной проблемой является «теневая занятость» - легковые маршрутные такси работают без надлежащего оформления в налоговых органах.

Сельское хозяйство

Растениеводство

Общая площадь земель по сельхозтоваропроизводителям по району составляет — 307996 гектаров, из них земли сельскохозяйственного назначения — 238757 гектара, в том числе: пашня — 161382 га, сенокосы - 5950 га, пастбища — 71425 га.

Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай 2019 года во всех категориях хозяйств составила 95,8 тыс.гектаров, что на 9,9 тыс.гектаров меньше к уровню 2018 года за счёт сокращения посевных площадей технических культур.

Зерновые и зернобобовые культуры под урожай 2019 года были посеяны на площади 87,7 тыс. гектаров, из них 76,1 тыс. гектаров озимые и 11,5 тыс. гектаров яровые зерновые. Зерновые и зернобобовые культуры занимают 91,5 процентов от всех посевов занятых площадей.

Технические культуры занимали 6,9 тыс. гектаров, в том числе: 3,5 тыс.гектаров подсолнечник; 3,1 тыс.гектаров - рыжик озимый; 0,146 тыс. гектаров - расторопша; 0,124 тыс. гектаров - сафлор и 0,08 тыс. гектаров - горчица.

Зерновая группа культур по крупным и средним предприятиям занимает 48,4 тыс.гектаров (55,1 % от общей площади зерновых культур), из них: 39,8 тыс. гектаров засеяно озимой пшеницей (52,1%) и 8,6 тыс. гектаров (75%) яровыми культурами. На технические культуры приходится 94 % от общей площади технических культур или 6,5 тыс. гектаров.

Под урожай 2019 года крестьянско-фермерскими, малыми, ИП, микропредприятиями, подсобными хозяйствами посеяно 39,3 тыс. гектаров (44,9 %) и 2,86 тыс. гектаров (25 %) яровых зерновых и зернобобовых. Техническими культурами занято 0,46 тыс. гектаров или 6,5 % от общей площади технических культур.

Уборочная площадь зерновых по району в 2019 году составила 93,37 тыс. гектаров, валовый сбор в первоначально оприходованном весе составил 170,6 тыс. тонн, при урожайности 21,1 центнера с гектара, а выход зерна - с 1 гектара пашни составил 1,06 тонн, что является 10 результатом среди районов области место по валовому сбору среди 33 районов области, это достойный вклад в областной каравай 2019 года, наш район в основном входит в тройку лидеров, но в связи с почвенной засухой валовый сбор значительно снизился. По информации РОСГИДРОМЕТ ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Волгоградский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиал ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» в течение июня 2019 г. на территории Чернышковского района Волгоградской области отмечалось одно опасное агрометеорологическое явление - почвенная засуха, запасы продуктивной влаги в пахотном слое почвы (0-20см) были менее 10 мм, в метровом (0-100см) – менее 50мм. Сложившиеся агрометеорологические условия оказали негативное влияние на формирование урожая зерновых культур. Растения развивались ускоренно, колос сформировался небольшой, отмечалось низкорослость посевов.

С хорошими результатами по уборке урожая пришли труженики ООО «Фермер», где каждый гектар озимой пшеницы дал по 30 центнера с гектара, а валовый сбор зерно и зернобобовых составил 9,3 тыс. тонн. Хороший урожай выращен в СПК им. Ленина, где валовый сбор составил 6,45 тыс. тонн при урожайности 24 центнера с гектара. 9,7 тыс. тонн составил валовый сбор зерновых по колхозу имени 19 Партсъезда.

Высоких результатов на уборке зерновых добились главы крестьянско-фермерских хозяйств, расположенных на территории Тормосиновского сельского поселения, где средняя урожайность составила 30 центнера с гектара, Красноярского сельского поселения средняя урожайность 33 центнера с гектара, Большетерновского сельского поселения средняя урожайность 29 центра с гектара.

По крестьянско-фермерскому хозяйству — ИП глава КФХ Аржановский А.В. каждый убранный гектар дал по 37 центнера с гектара, ИП глава КФХ Казанков Д.В. получил урожайность с полей озимых культур по 37 центнеров с гектара.

Прочный фундамент, как и в прошлом году, заложен полеводами района по севу озимых под урожай 2020 года. 76,5 тыс. гектаров заняли посевы озимой пшеницы. Свыше 400 тонн приобретено и высеяно семян озимых повышенных репродукций — супер элита, элита — это достойный золотой фонд полеводов района.

В 2019 году, под урожай текущего года приобретено 8,1 тыс. тонн минеральных удобрений. Работа проведена на площади 56 тыс. гектаров, внесено 7 тыс. тонн удобрений в виде аммиачной селитры, 0,22 тыс.тонн карбамида, 0,666 тыс.тонн сульфата аммония, которая пошла на подкормку озимой пшеницы, с целью получения продовольственного зерна.

На посевах сельскохозяйственных культур проведена работа по борьбе с сорной растительностью, болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур. Химпрополка проведена на площади 55,9 тыс. гектаров, из них озимые отработаны на площади 53,8 тыс.гектаров и 2,1 тыс. гектаров по яровому ячменю.

10,1 тыс.гектаров отработано сельхозавиацией и 45,8 тыс. гектаров наземно. На площади 11,2 тыс. гектаров проведена работа по клопу черепашке на посевах озимых культур.

По состоянию на 01.01.2020 года подъем зяби и черного пара проведен на площади 68,7 тыс. гектаров, из них 58,4 тыс. гектаров черный пар и 10,6 тыс. гектаров — зябь под урожай 2020 года.

Животноводство

На 1 января 2020 года в целом по району во всех категориях хозяйств насчитывается 9478 голов крупного рогатого скота, из них 4811 коров, к уровню прошлого года поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 515 голов. Поголовье свиней составляет 4117 голов.

В крестьянских фермерских хозяйствах содержится 342 головы КРС и 307 голов овец.

За 2019 г. всеми категориями хозяйств произведено 17,8 тыс. тонн молока (103,5% к уровню 2018г.), реализовано на убой скота и птицы в живой массе 3,8 тыс. тонн (117,0%).

С личных подворий граждан продано 8,4 тыс. тонн, что составляет 117,0 процентов к уровню 2018 года. За реализованное молоко личным подсобных хозяйствам выплачено – 159,0 млн. рублей.

Реализация национального проекта и целевых программ

В рамках реализации целевых программ сельхозтоваропроизводителям района выплачены из средств федерального и областного бюджетов субсидии в сумме 24,9 млн. рублей, в том числе:

- субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства – 18,8 млн. рублей;

- субсидии за произведенную и реализованную продукцию животноводства – 0,02 млн. рублей;

- субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян – 0,8 млн. рублей;

- субсидии на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств на приобретение сельскохозяйственных животных, альтернативных свиноводству – 0,25 млн. рублей;

- субсидии на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования – 0,03 млн.рублей;

- возмещение части затрат сельскохозяйственным потребительским кооперативам на приобретение имущества, сельскохозяйственной техники, оборудования, мобильных торговых объектов, а также закупку сельскохозяйственной продукции у членов сельскохозяйственного потребительского кооператива – 0,7 млн. рублей;

- гранты на поддержку начинающих фермеров – 1,3 млн. рублей;

- создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (гранты «Агростартап» крестьянским (фермерским) хозяйствам на создание и развитие хозяйств) – 3,0 млн. рублей.

Реализация мероприятий «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции на территории Чернышковского муниципального района.

В 2019 году проведено 4 заседания Консультативного совета по развитию предпринимательства при администрации Чернышковского муниципального района. На повестке дня рассматривались важные вопросы деятельности субъектов предпринимательской деятельности, в частности, результаты мониторинга конкурентной среды на рынках товаров и услуг в Чернышковском муниципальном районе, о законности проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности, об изменении в законодательство по применению ККТ, в том числе при реализации алкогольной продукции о применении электронной системы ГИС «Меркурий» о программе обучения «Бизнес - класс».

В прошедшем году проходили выездные семинары общественной организации «Дело». Проходили расширенные заседания Консультативного совета по развитию предпринимательства при администрации Чернышковского муниципального района.

Проведены мероприятия по повышению информированности субъектов предпринимательской деятельности, потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды на территории Чернышковского муниципального района, посредством размещения информации в сети «Интернет» и подготовке ежегодного доклада о состоянии конкурентной среды в Чернышковском муниципальном районе.

Регулярно специалистами отдела экономики, развития предпринимательства и информационных технологий администрации Чернышковского муниципального района в рамках организованного Консультационного центра поддержки предпринимательства при администрации Чернышковского муниципального района проводится адресное консультирование субъектов предпринимательской деятельности по актуальным вопросам предпринимательской деятельности. (Применение ККТ, декларирование алкогольной продукции, соблюдение санитарного законодательства и правил продажи отдельных видов товаров, о предоставлении кредитов и другие вопросы интересующие предпринимателей).

Распоряжением от 29.08.2018 № 266-р, утвержден План мероприятий по оказанию мер финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Чернышковского муниципального района Волгоградской области.

В отчетный период специалистами отдела экономики, развития предпринимательства и информационных технологий проводился ежемесячный мониторинг цен на перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.

В целях повышения возможности получения торговых мест местными товаропроизводителями отделом экономики, развития предпринимательства и информационных технологий проводится ежемесячный мониторинг наличия свободных торговых мест на еженедельной универсальной ярмарке, информация направляется в Комитет промышленности и торговли Волгоградской области.

Созданы условия для развития перевозок пассажиров наземным транспортом.

Отделом по сельскому хозяйству и природопользованию организована постоянная консультационная работа с организациями агропромышленного комплекса района по реконструкции и технологическому перевооружению действующих сельскохозяйственных производств.

В целях повышения доступности сельскохозяйственной продукции для жителей Чернышковского района на еженедельной универсальной ярмарке Чернышковского городского поселения на постоянной основе предоставляются места для реализации продукции личных подсобных хозяйств.

Данная работа позволит выстроить прозрачную систему действий муниципальных органов власти в части реализации эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров и услуг у субъектов предпринимательской деятельности.

Список приложений

1. Распоряжение от 13.01.2016 № 04-р «О внедрении стандарта развития конкуренции на территории Чернышковского муниципального района» (в ред. от 24.10.2016 №350-р);

2. Постановление от 11.01.2018 № 07 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции на территории Чернышковского муниципального района на 2018-2020 годы».